Театр Сатиры

Театр Сатиры
  • Адрес: Триумфальная пл., 2
  • Схемы залов: Основная сцена , Чердак Сатиры
  • Режиссер театра Сатиры: А. Ширвиндт 

    Проезд до театра Сатиры: метро "Маяковская"

  • Как проехать?

Московский театр сатиры существует уже практически 90 лет. Осенью 1924 года, а именно 1 октября, труппу под руководством Д. Гутмана, гостеприимно «приютил» подвальный этаж дома №10 в Б. Гнездниковском переулке. С этой даты и начинается его интересная, а порой, сложная жизнь.

Первой постановкой, которую увидел зритель, был спектакль-обозрение «Москва с точки зрения». Превосходная работа писателей Н. Адуева, А. Арго, В. Ардова, Вл. Масса, Л. Никулина, Б. Волина, Н. Эрдмана, В. Типота, принимавших участие в спектакле и своеобразный подход режиссера Д. Гутмана, дали отличный результат. Премьера прошла успешно. Обозрения, как жанр, пришлись по душе зрителям столицы. Они с огромным удовольствием и интересом шли, шли, зная, чтотакое как здесь, в Театре сатиры, они не увидят больше ни на одной сцене в Москве. Динамика эпизодов, прерывающаяся куплетами, танцами, интермедиями приводили зрителя в восторг. 

Обозрения стали визитной карточкой театра.«Европа что надо», «Спокойно снимаю», «Чужая голова», «Захолустье», «Ст. 114 уг. код. », «Мелкие козыри», «На счет любви», «Сорок палок», «А не хулиган ли вы, гражданин», «Мишка верти», «Таракановщина», «Склока» и это еще далеко не весь список.

30-40-е годы вошли в историю Театра сатиры, как годы «перемен». За этот период времени, он дважды сменил место расположения, переехав вначале на Садово-Триумфальную, а вскоре обосновавшись в здании бывшего ГОСЕТа. 

В 1933 году вместо Д. Гутмана, пост руководителя театра занял Н. Горчаков. Он был учеником Е. Б. Вахтангова, К.С. Станиславского, а также большим почитателем комедии и водевиля, что не могло не сказаться на манере исполнения и жанре постановок. Таким образом, обозрения отошли на второй план, пропустив вперед драматургию. В репертуаре Театра сатиры стали появляться классики – Салтыков-Щедрин, Мольер и современники – Шкваркин, Мариенгоф, Катаев. Огромным успехом пользовалась постановка троицы режиссеров Равенских, Лобанова и Гончарова комедии «Свадьба с приданым» (Дьяконова).

Великолепное произведение и прекрасная игра актеров: В. Доронина, В. Васильевой и Т. Пельтцер, не оставляли равнодушным ни единого человека, сидевшего в зале.

В трудные послевоенные годы Театр сатиры возглавил В.Плучек. С приходом нового руководителя он буквально зацвел и обрел новую жизнь. Примером тому являются превосходные постановки: «Не ваше дело» (В. Полякова), и «Мистерия-буфф», а также совместные работы с Н. Петровым – «Потерянное письмо» (Караджале), «Пролитая чаша» (Ван Ши-фу) и с С. Юткевичем – «Клоп». В 1953 году В. Плучек, С. Юткевич и Н. Петров, вместе, поставили спектакль «Баня», Вл. Маяковского.

В 1957 году состоялась премьера спектакля «А был ли Иван Иванович?» Н. Химкета. Эта постановка пришлись по душе публике и произвела настоящий фурор, но министр культуры СССР Е. Фурцева, не разделяла мнения жителей столицы, запретив ее после пятого показа.

В 1964 году, празднуя свой сорокалетний юбилей, Театр сатиры был назван «собирателем, хранителем и пропагандистом советской комедиографии». Вниманию зрителя, в разные годы, были представлены 112 советских комедий: три пьесы В.В. Маяковского, пять В. Катаева, четыре В. Шкваркина, три Н. Хикмета, а также пьесы Н. Погодина, С. Михалкова, А. Арбузова, В. Розова, М. Рощина, А. Гельмана, В. Белова, Г. Горина, А. Арканова, М. Булгакова, Н. Эрдмана, В. Войновича, Ю. Полякова, В. Шендеровича и другие.


В 70-е годы театр переехал на ул. Триумфальная площадь в дом №2. Каждый день Театр сатиры все ближе и ближе поднимался к пику своей популярности. На премьеры спектаклей приглашалась конная милиция, дабы публика не сносила все на своем пути, пытаясь попасть в зал. Премьера «Теркина на том свете», в 1966 году, с молодым А. Папановым в главной роли, не стала исключением. На нее пришел А. Твардовский и абсолютно вся редакция «Нового мира», но даже это не помогло, после нескольких показов, спектакль снова запретили. Театр сатиры стал, своего рода, флагманом по запрещенным спектаклям.

Не смотря на все сложности и запреты, Театр сатиры, во главе с В. Плучеком, стал самым популярным в Москве. Об этом говорил тот факт, что очень трудно было попасть на спектакли, не говоря уже о премьерах! В то время, в труппе театра работали, такие известные актеры как: Ольга Аросева, Нина Архипова, Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Зоя Зелинская, Валентина Токарская, Георгий Менглет, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Роман Ткачук, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Валентина Шарыкина, Нина Корниенко, Наталья Защипина, еще, немного, позже — Раиса Этуш, Алена Яковлева, Юрий Васильев, Марина Ильина и другие.

Руководитель театра брал «под свое крыло» много молодых режиссеров - Марк Захаров, («Доходное место», «Банкет», «Темп-1929», «Мамаша Кураж и её дети»), В. Дыховичний и М. Слободский («Женский монастырь»), Е. Радомысленский («Затюканный апостол» А. Макаёнка), Л. Славин («Интервенция»), А. Штейн («У времени в плену»). Их работы были интересны и пользовались большой популярностью.

1969 год. На сцене Театра сатиры состоялась премьера спектакля «Женитьба Фигаро» (П.Бомарше), главного героя в которой сыграл А. Миронов. Оригинальность самой постановки и превосходная игра актера, вызывали у зрителя желание смотреть ее снова и снова. Благодаря этому, «Женитьба Фигаро», не «сходила со сцены» театра на протяжении восемнадцати лет!

Не менее популярными получились спектакли «Ревизор» (1972 год), по произведению Н. Гоголя  и комедия «Горе от ума» (1976),А. С. Грибоедова. Отличная режиссерская работа В. Плучека в тандеме с прекрасной игрой звездной актерской команды: А. Ширвиндт, М. Державин, Г. Менглет, Ю. Авшаров, З. Высоковский, Г. Тусузов, В.Васильева, Т.Васильева, Н.Корниенко, А. А. Мироновым, Т. Васильева, получилась на славу. 

На сцене Театра сатиры, начиная с 1980 года, появились: «Трехгрошовая опера» Б. Брехта; «Самоубийца» Н. Эрдмана;«Чудак» Н. Хикмета; «Гнездо глухаря» В. Розова; «Бешеные деньги», в постановке А. Миронова; «Концерт для театра с оркестром», в постановке А. Ширвиндта; «Восемнадцатый верблюд» - режиссерский дебют Е. Каменьковича, «Вишневый сад» и «Родненькие мои», в постановке В.Плучека. Все эти произведения стали обожаемы публикой и, не смотря тяжелые времена, она продолжала пребывать в стенах театра и любоваться актерским мастерством и профессионализмом. Руководство Театра сатиры, также, шлонавстречу людям,снижая цены на билеты.

После смерти А. Миронова и А. Папанова, в 1987-м, из репертуара театра исчезли 13 спектаклей. Это был вынужденный шаг потому, что без этих великих актеров они теряли свою «изюминку». 

С 2000 года художественным руководителем театра назначили народного артиста России А.Ширвиндта. Его «политикой» стало сохранение традиций, заложенных основоположниками театра и В. Плучеком. В нынешнее время Театр сатиры может гордиться своей звездной труппой, в которой собрались актеры нескольких поколений: народная артистка СССР — В. Васильева, народные артисты России — О. Аросева, З. Зелинская, Н. Селезнева, А. Яковлева, С. Рябова, М. Державин, Ф. Добронравов, О. Вавилов, Ю. Васильев; заслуженные артисты — Зинаида Матросова, Александр Чернявский, Андрей Зенин, Юрий Нифонтов и талантливая молодежь — Елена Подкаминская, Светлана Малюкова, Павел Мисаилов, Сергей Колповский и это далеко не весь список.

Несмотря на все трудности, пережитые Театром сатиры в прошлом, ему удалось подняться на один уровень с ведущими театрами Москвы. Его знают и любят не только в России, но и за рубежом. Такая популярность была достигнута, благодаря прекрасной работе руководителей, великолепным постановкам режиссеров, и завораживающей игре актеров. 

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Событий в этом месяце: 0
Тип события
Место проведения мероприятия
Премьера